УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Денежные доходы и расходы населения исчисляются на основе информации, разрабатываемой органами государственной статистики, а также министерствами и ведомствами. При отсутствии ряда показателей в необходимые сроки (это касается в основном банковских данных)  производится их оценка.

Пересмотр месячных и квартальных данных осуществляется по итогам разработки годового баланса денежных доходов и расходов населения.

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность населения области.

Реальные располагаемые денежные доходы рассчитываются как доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.

Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.

В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Реальная заработная плата характеризует изменение покупательной способности заработной платы в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги; определяется как частное от деления индекса номинальной заработной платы (темп роста (снижения)) на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на численность пенсионеров (по данным ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области).

Реальный размер назначенных пенсий рассчитывается путем корректировки среднего размера назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен.

Денежные расходы населения - расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), покупку иностранной валюты, а также сбережения.

До 2021 г. величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляла собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

С января 2018 г. величина прожиточного минимума определялась ежеквартально и устанавливалась в целом по Российской Федерации нормативным правовым актом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации»); в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Расчет величины прожиточного минимума соответствовал порядку, введенному с 2013 г. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в прожиточном минимуме в Федеральным закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно основным положениям указанного закона в составе потребительской корзины определялись: продукты питания – в натуральных показателях, непродовольственные товары и услуги – в соотношении со стоимостью продуктов питания (в объеме по 50% стоимости продуктов питания).

Расчет величины прожиточного минимума осуществлялся согласно правилам исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. № 56.

Расчет стоимости потребительской корзины осуществлялся согласно методическим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. № 54.

Начиная с 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» изменились понятие, периодичность и порядок исчисления величины прожиточного минимума как в целом по Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума представляет собой минимальную необходимую для обеспечения жизнедеятельности сумму доходов гражданина и устанавливается ежегодно на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.

В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума на душу населения исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения определяется в процентном соотношении к величине прожиточного минимума на душу населения: для трудоспособного населения – 109%, для пенсионеров – 86%, для детей – 97%.

В субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается с учетом коэффициента региональной дифференциации, величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения – в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и одновременно с величиной прожиточного минимума на душу населения.

Расчеты величины прожиточного минимума в целом по области производятся Департаментом труда и занятости населения области.

Величина прожиточного минимума определяется ежегодно и устанавливается постановлением Правительства области.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-ти (10-ти) процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% на­селения с самыми низкими доходами.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы.

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена только на эти цели. Показатель рассчитывается нарастающим итогом с начала года.